Итоги заседания экспертов и спикеров Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения
На мартовском заседании комитетов цифровых инноваций и развития человекоцентричности здравоохранения НАУЗ, посвященном теме «Человекоцентричная цифровизация медицины», эксперты обсудили, как современные технологии могут (и могут ли) сделать здравоохранение ближе к людям. В центре внимания — не только пациенты, но и врачи, управленцы и все участники медицинской экосистемы.
Человекоцентричность: на шаг вперед от пациенториентированности
«Мы больше не говорим только о пациенте. Сегодня важно учитывать потребности всех участников системы здравоохранения — врачей, управленцев, пациентов», — отметил Владимир Соловьев, председатель комитета цифровых инноваций, директор по цифровой трансформации, член правления ГК Эксперт.
Человекоцентричный подход трансформирует медицину: электронные медкарты, телемедицина и персонализированное лечение становятся неотъемлемой частью процесса. Искусственный интеллект и анализ больших данных (Big Data) открывают новые горизонты для диагностики и лечения. Однако человекоцентричность — это не просто технологии. Это удобство, безопасность и вовлеченность. Такие метрики как индекс удовлетворенности (NPS), доступности интерфейсов (UX/UI) и эффективности процессов помогают понять, насколько решения соответствуют ожиданиям пользователей.
Сергей Федосов, Председатель комитета развития человекоцентричности НАУЗ, руководитель платформы «МедРокет», к.м.н., подробно остановился на теме эволюции этих подходов в российской медицине и отметил, что пациентоцентричность в нашей стране начала активно обсуждаться в конце 2000-х, а с 2010-х этот подход стал набирать популярность. Однако спустя десятилетие стало ясно, что важно выстраивать систему не только вокруг пациента, но и вокруг врача. Человекоцентричность предполагает два ключевых элемента: пациентоцентричность и врачецентричность, но при этом часто упускается третий участник —управленец, он играет важную роль в цифровизации, но его роль в человекоцентричном подходе пока практически не обсуждается, он воспринимается, скорее, как функция, а не как человек. Человекоцентричность должна учитывать и интересы руководителей— это неизбежный шаг развития и движения вперед. При этом важно, чтобы внедрение новых цифровых решений в медицине не усложняло работу людей и в идеале имело автоматически работающие интерфейсы с минимальным вовлечением пользователя.
Технологии на службе человека
В ходе дискуссии эксперты поделились успешными на их взгляд примерами внедрения человекоцентричных цифровых решений, как в государственной, так и частной медицине:
- ЕМИАС в Москве — платформа, которая упрощает взаимодействие пациента с медицинскими организациями города и обеспечивает оперативный доступ к медицинским данным;
- Госуслуги — удобный портал для граждан по всей России с доступом к записи в государственные медучреждения и медицинским документам, в том числе от частного сегмента;
- Искусственный интеллект в радиологии, внедрение речевых технологий в работу врача;
- Онлайн-запись в клинике, личный кабинет для пациента и врача.
Москва стала примером гибкого подхода: здесь тестируют гипотезы, проводят пилоты и внедряют успешные решения. Но регионы могут сталкиваться с нехваткой финансирования, что тормозит развитие.
«Цифровые решения должны быть ориентированы на реальные потребности пользователей — будь то обычные граждане, пациенты, врачи или государственные служащие. В здравоохранении уже существует множество примеров таких человекоцентричных сервисов. При создании сервисов важно перенимать не только сами технологии, но и методики их разработки: анализ и приоритезацию проблем, оценку эффективности внедрения, мониторинг использования и управление жизненным циклом продукта», — отметил Евгений Попов, эксперт комитета цифровых инноваций НАУЗ, руководитель направления «Здравоохранение» Yandex Cloud.
Вызовы цифровизации: от интерфейсов до кадров
Сергей Лагутин, член комитета цифровых инноваций НАУЗ, директор по развитию бизнеса «Цифромед», руководитель направления электронного медицинского документооборота и телемедицинских сервисов, подчеркнул существующую проблему перегруженных интерфейсов в государственных системах: «Часто разработчики создают системы без учета реальных потребностей врачей и пациентов. Вместо одной кнопки для выполнения 10 функций нередко приходится нажимать 10 кнопок для одной задачи».
Сергей Федосов добавил: «Врачей не обучают работе с новыми системами. Обучение в нерабочее время без оплаты воспринимается как ненужная нагрузка».
Чтобы интерфейсы были дружелюбны для конечных пользователей, для конечных бенефициаров этих функций, нужно сначала отрисовать процессы от верха бизнеса и дальше вниз, выстроить всю логику, функции, кнопки. Нужны понятные метрики на разработку. Большая часть медицины сейчас сосредоточена в госсекторе. В госсекторе есть ГОСТы, госконтракты, которые не подразумевают никакого прототипирования. Было бы полезно внедрить стиль минимализма в проектировании, придерживаться тренда на упрощение, облегчение функционала информационных систем, и этот принцип положить в разработку для государственной медицины, выполняемые на основе госконтрактов. Так видит решение проблемы Сергей Лагутин.
Человекоцентричная медицина — удел b2b или b2c сегмента
По итогу встречи эксперты пришли к выводу, что человекоцентричность — это не про конкретную бизнес-модель, а про философию, которая ставит человека в центр всех процессов, независимо от того, кто является заказчиком на разработку цифровых решений — частный бизнес или государство.
Михаил Легченко, член комитета цифровых инноваций НАУЗ, директор сервиса Безбумажный офис F.Doc, отметил, что во многом уровень человекоцентричности зависит от конкретной медицинской компании, ее подхода и уровня зрелости процессов. Например, в финтехе за последние 10 лет произошел значительный сдвиг в сторону клиенто- и сотрудникоориентированности, в некоторых компаниях, интерфейсы сотрудников и клиентов совпадают и предельно просты, медицина пока находится в процессе такого перехода.
«Человекоцентричность — это про то, что бизнес понимает сам, что если по его заказу делается плохой софт, то его сотрудник будет не доволен, ему нужно будет что-то делать с этим — исправлять, переделывать, искать сотрудников», — добавил Сергей Федосов.
Что нужно изменить
Участники заседания предложили несколько ключевых рекомендаций по усилению человекоцентричного подхода при разработке и внедрении цифровых решений в медицине:
- Собирать и учитывать обратную связь от пользователей систем на этапе формирования технического задания, составления методики разработки;
- Ввести более гибкие требования при разработке цифровых решений;
- Прототипировать интерфейсы перед внедрением решений;
- Масштабировать лучшие практики цифровизации на всю страну;
- Проводить просветительскую работу с врачами по теме «цифры», системно обучать медицинский персонал.
«Первый шажок к человекоцентричности — сформировать регламент, методологию внедрения софта, цифровых решений в медорганизации с учетом врачецентричности», — отметил Сергей Федосов.
«Человекоцентричность не будет работать, если в процесс не включать врачей. Человекоцентричность — это про коммуникацию, про партнерство, если врача не включать в систему, то ничего не будет», — добавила Тина Петровская, член комитета цифровых инноваций НАУЗ, медицинский директор «СпросиВрача», автор и спикер курсов для врачей, эксперт по телемедицине и коммуникации, врач-терапевт.
- Внедрить в работу врачей клинические рекомендации в электронном виде в рамках МИС;
- Включить в новую стратегию развития здравоохранения, формирующуюся в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», пункт о «Создании и внедрении централизованных цифровых платформ для прогнозирования, интерпретации и коррекции нежелательных побочных реакций с учетом особенностей состояния пациента при медикаментозных назначениях, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта»
Геннадий Вышковский, член комитета цифровых инноваций, профессор, доктор экономических наук, основатель и главный редактор системы справочников «Регистр лекарственных средств России®» (РЛС®): «Я связываю человекоцентричность (пациентоцентричность) с задачей обращать более глубокое внимание на врача и пациента. Многое сделано в нашем государстве, много больших и положительных изменений. Но врач на рабочем месте — здесь мало инноваций. Предлагаю внедрить на рабочем месте врача автоматизированную систему, которая бы с помощью современных аппаратных и программных средств создавала в автоматическом режиме цифровой клинический профиль пациента и осуществляла диагностику медикаментозных назначений пациента на предмет межлекарственных взаимодействий, противопоказаний и побочных действий, относительно конкретного пациента, дублирования медикаментозной терапии, назначенной разными специалистами».
- Обучать коммуникации врачей
Тина Петровская считает, что обучение коммуникации — это один из ключевых факторов человекоцентричной модели. Нужно внедрить системное обучение коммуникации врачей, начиная с ВУЗов, поскольку только в 17 ВУЗах сейчас есть такие программы. При этом в РФ уже разработана адаптированная версия Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации, ее остается только внедрить в лечебную практику. Важно помнить доказанный факт, что чем выше уровень коммуникации у врача и пациента, тем выше уровень клинических исходов терапии.
- Популяризовать ЗОЖ в диалоге врачей и пациентов
Сергей Чинилов, член комитета цифровых инноваций НАУЗ, Генеральный директор ООО «Нобилис», считает, что специалистам, работающим в профмедицине важно доносить ценности здоровьецентрированной медицины, важно говорить про ЗОЖ и сохранение здоровья через профилактику, объяснять работникам ценности профилактических медосмотров. Врачу и пациенту необходимо научиться совместно выстраивать программу правильного образа жизни с вовлечением последнего в процесс заботы о своем здоровье и сохранения долгой и продолжительной жизни. Важно вести разъяснительную работу о том, что профмедицина не для того, чтобы уволить работника, а чтобы сохранить его здоровье и продлить годы жизни в наилучших кондициях.
Перспективы развития
Будущее человекоцентричной медицины связано с созданием единой цифровой экосистемы, персонализированным подходом к лечению, учитывающим индивидуальные особенности пациента в лечении, и превентивной медициной. Москва уже демонстрирует успешные примеры таких решений, но для масштабирования на всю страну требуется больше ресурсов и гибкости.
«Человекоцентричность — это не просто тренд, это текущая необходимость», — резюмировали участники встречи. Здравоохранение должно быть удобным для всех: пациента, врача, управленца. Только так можно добиться настоящего прогресса от внедрения цифровых решений в медицинскую практику.